Воспитательная и образовательная работа в средней группе направлена на развитие физических, познавательных и творческих способностей ребят и строится по базовой программе "От рождения до школы". Содержание образовательного процесса дополняют парциальные программы:
-
Юный эколог (С.Н, Николаева)
-
Воспитание здорового ребенка (М.Д. Маханева)
-
Основы безопасности жизни и здоровья детей дошкольного возраста (Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева)
-
Театр физического развития детей дошкольного возраста (Н.Н. Ефименко)
-
Приобщение детей к истокам русской культуры (О.А. Князева, М.Д. Маханева)
Все это реализуется в ходе занятий и в свободной деятельности.
В этом учебном году нам так важно научиться различать и узнавать цвета, формы, ориентироваться в многообразии окружающего мира. Не менее важно научиться ориентироваться и в социальном мире. Ребята узнают себя и окружающих, понимают, что они мальчики или девочки, учатся выражать свои притязания и соотносить их с желаниями окружающих. А как это лучше сделать, если не в игре? Наши ребята учатся играть. Именно игра станет ведущим инструментом развития ребенка весь период дошкольного детства. Для того, чтобы игровая деятельность развивалась, в группе оборудованы уголки для сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр. Воспитатели обязательно участвуют в играх, показывая способы начала игры, решения конфликтных ситуаций, соблюдения правил, предлагая новые сюжеты или демонстрируя новые игровые действия.
И конечно же, то что особенно волнует родителей – важно укрепить здоровье, пореже болеть (а лучше совсем не болеть!). Для этого в режиме дня предусмотрены утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, гимнастика пробуждения, закаливающие и оздоровительные процедуры.
И если бы в нашей группе жил домовенок Кузя, он наверняка сказал бы, что очень любит свой дом, тех кто живет рядом с ним, и пригласил бы всех к себе в гости!
Познавательное развитие
Уголок природы служит не только украшением нашей группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Я подобрала и разместила в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовила необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь размещаются детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами, это позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. С подгруппой дошкольников провожу в уголке природы наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбрана специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стендах в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
В уголке «Математики» представлен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно - печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны. В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.
Речевое развитие
Насыщая групповое пространство, я думаю в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей.
В группах представлены:
картотеки предметных картинок для автоматизации и дифферентации звуков.
материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.
дидактический игры (на составление слов из слогов, составление простого предложения, на умение находить место звука в слове) .
книги для чтения.
кассы с буквами.
пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы) .
лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр.
книги раскраски по изучаемым темам.
игры по развитию связной речи детей.
Социально-коммуникативное развитие
В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье" и т.д. Атрибуты к играм подбираю так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Игрушки используются группой воспитанников, а также взрослого и ребенка, строятся коллективные постройки, совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служат напольные коврики с разметкой улиц и дорог.
Играя в патритотическом уголке, дети изучают семью, родной край, а это основа воспитания патриотизма. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о семье и родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей Бурятии, её достопримечательностями, я стараюсь подобрать интересеный материал и преподносить его доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Оборудование включают в себя:
Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Родословное древо», «Мой детский сад», «Где мы с мамами гуляем» и т. д.
Фотоальбомы о достопримечательностях Бурятии: «Природа родного края», «Озеро Байкал!» «Культурные центры нашей республики» и т. д.
Фотоальбомы о столице нашей Родины, о природе России, о центральных городах России и их достопримечательностях, о разных странах и континентах и т. д.
Символика России (Флаг, герб, гимн), карта мира, глобус
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
|